Может ли человек летать как птица? Пожалуй, нет. Но всегда есть обходные пути.
О том, что у нас в городе (Алматы
) есть свой собственный дельтаклуб (AirTengri) я узнал случайно. Связавшись со своим будущим тренером я выяснил куда и во сколько нужно приехать, чтобы посмотреть что да как и попробовать самому. Оказалось, что площадка для обучения находится недалеко от города (~15 км
) и никакого оборудования приобретать не нужно, всё необходимое есть в клубе. Приехав к месту назначения я с “новобранцами” собрал учебный дельтаплан Aeros Target
и стал вникать. Как и в большинстве активных видах спорта здесь очень многое построено на рефлексах, или, как многие её называют, “мышечной памяти
”. Оказалось, что даже поднять учебный дельтаплан (всего 26кг
, чего не скажешь, глядя на его размеры) без опыта довольно сложно, особенно в ветренную погоду. Именно это и было нашим первым уроком - правильно поднимать, опускать и бегать с дельтапланом.
Первые несколько тренировок мы бегали с дельтапланом по прямой и с небольшой горки (с её подножия, высота, буквально, метра 2-3). Нашей задачей было понять как дельтаплан “встаёт на поток
”. Дело в том, что без пилота ему достаточно совсем небольшой скорости для взлёта. Поэтому если всё сделать правильно, то со 2-го 3-го шага аппарат летит сам, а пилот под ним просто пытается его разогнать до ещё больших скоростей, чтобы дельтаплан мог не просто лететь соло, а ещё и поднять “полезный груз”. К тому времени как мы освоились с этой довольно непростой задачей нас пустили повыше - на “5-ку
”. С этой горки, даже в штиль, если всё сделать правильно, уже можно пролететь десятка 2-3 метров. Мы начали постигать азы взлётов, посадок и базового управления.
Параллельно нашим практическим занятиям обязательным было посещение теоретических. Да да, всё довольно серьёзно, это хоть и сверхмалая, но всё таки авиация. Тут вам и азы аэродинамики, и устройства дельталпана, и азы метеорологии, оказание первой помощи и т.д… Летать, в принципе, можно и почти без знаний мат.части, но не долго. Воздух, он же 5-ый океан, штука не простая, хоть и довольно предсказуемая. Именно опираясь на этот базис можно улетать далеко и летать подолгу.
Возвращаясь к обучению, не могу не отметить, что до первого уверенного полёта, пусть и он и продлился каких то 10-15 секунд
, я шёл довольно долго. Около 3 месяцев. Но результат стоил того. Каждое последующее достижение приносило массу ярких впечатлений и позитива. Освоившись с азами управления мы постепенно поднимались всё выше и выше, постигали продвинутые методики управления, делали свои первые крутые повороты и развороты. Хочется отметить, что даже на учебном дельтаплане в спокойном полёте ваша скорость составляет не менее 30-35км\ч
, а если учесть, что по первой все “топят”, то все 40-45
. В будущем, пересев на более спортивное крыло вы сможете развить все 120км\ч
, а если лететь по ветру, то и того больше :)
Суммарно базовое обучение “в школе” заняло у меня около 6-8 месяцев. Довольно долгий срок, особенно если учесть, что практически каждую субботу и воскресенье (а также праздники) я проводил на дельтадроме. Для того чтобы оторваться от земли и куда-нибудь улететь необходимо затащить дельтаплан на гору, на своём горбу. А это довольно сложно. Поэтому мужская половина наших “учлётов
” (именно так называют курсантов) помогала женской, + активная поддержка уже давно летающих товарищей.
Закончив обучение началась лафа. Ничего никуда таскать теперь не нужно и можно отращивать бока. Процесс взрослых полётов проходит по следующей схеме: приехать на дельтадром, погрузить дельтаплан на прицеп или крышу автомобиля, поехать на гору (попутно заскочив в магазин), собрать на горе аппарат в лётное положение, улететь, приземлиться, сообщить своим куда же тебя занесло и дождаться машины подбора, погрузить на неё дельтаплан, сгрузить его на дельтадроме, устроить мини-пикник и жарко обсуждать кто-куда улетел, кто кого облетел, уехать домой :)
(если видео не показывается, просто откройте его по этой ссылке)
Теперь непосредственно о самих полётах. Дельтаплан как и почти любой другой вид летающий техники — взлетает против ветра. В отличии от мотодельтаплана, у дельтаплана нет мотора, вёсел и педалей. Соответственно просто так взять и улететь в небо он не может. Но может медленно и далеко спланировать вниз. Задача пилота заключается в том, чтобы найти и обработать восходящие воздушные потоки (это когда воздух летит вверх :D ), при помощи которых можно взлететь высоко и улететь далеко. Рекорд дальности полёта на текущий момент - около 750км
. Опытные пилоты могут провести в небе длительное время (до 10 часов+
), которое зависит от погодных условий, опыта, везения и самого дельтаплана…
Само управление дельтапланом довольно оригинально. Дело в том, что пилот весит значительно больше, чем дельтаплан, а посему перемещая себя под ним он может наклонять крыло в нужную ему сторону, вводя дельтаплан в поворот или изменяя угол к горизонту, позволяя кратковременно полететь вверх или наоборот спикировать вниз. Авиация покрупнее управляется совсем иначе :)
Естественно, я написал этот пост не просто так. Нам нужны курсанты. А так как процесс обучения довольно длительный, группу нужно собирать заранее. Сезон обучения начинается в октябре и заканчивается в апреле-мае. Самая продуктивная часть обучения будет зимой, когда ветров почти нет, а сам воздух стабильный, более плотный. Каких то особенных требований к здоровью и спортивной подготовки нет. Всем желающим записаться или, если у вас возникли вопросы, просьба обратиться по одному телефонов:
Игорь Степанов
: +7 707 236 0232, +7 701 557 7922
Тем же из вас, кто загорелся полётами, но не решается сделать окончательный выбор, я рекомендую пролететь с инструктором в тандеме. Сразу с большой высоты (1000м). Если повезёт, то инструктор даже даст “порулить” :) Телефоны для связи:
Игорь Степанов
: +7 707 236 0232, +7 701 557 7922Владимир Кравцов
: +7 707 101 6624
Оставляйте вопросы в комментариях, на что смогу - отвечу. Пара ссылок: